Наступило утро вторника 19.08.14г. Хотя и вчера, по темноте, было понятно, что отдыхающих здесь очень много, но оценить популярность данного места можно лишь при дневном свете. Количество народа поражало.
Предыдущие части:
1 Мотопутешествие по Кавказу. Часть 1
2 Мотопутешествие по Кавказу”. Часть 2. Источники Кислые
3 Мотопутешествие по Кавказу. Часть 3. Тропа Пхия – Архыз
4 Мотопутешествие по Кавказу. Часть 4. Джилы-Суу и плато Бермамыт
Большинство приезжают сюда в свои отпуска, соответственно и обживаются как «на постоянку». Представьте большую поляну, заставленную плотнячком автомобилями. Между машинами устроены временные навесы из каких-то палок и полиэтиленовой плёнки. Кухни, туалеты, душевые – у каждого своё и всё это вперемешку. И это ещё при недоделанном последнем участке дороги, представляющем трудности проезда для легковушек. Что же будет здесь, когда асфальтовую дорогу дотянут до конца — остаётся только предполагать.
Проснулся последним. Володя из Одессы с Сергеем уже паковались в дальнейшую дорогу, а мой попутчик Вова собрался дойти до минеральных источников. Я же решил ещё поспать.
Сегодняшней целью у нас был самый высокогорный автомобильный перевал Кавказа — Шаукам (2925 м), Баксанское ущелье, перевал Актопрак и Чегемское ущелье. До Тырныауза, где находится ближайшая АЗС, нужно проехать около 60 км. Я немного волновался из-за этого, так как ещё вчера, на подъезде к лагерю, залил последние 5 литров и любое блуждание в поисках дороги могло стать критичным.
Перевал Шаукам
Отворотка в сторону перевала Шаукам находится недалеко от палаточного лагеря карачаевских Джилы-Су (Координаты отворотки 43°26’59.1″ N 42°33’43.6″E).
Кстати, на верху этого подъёма хорошо ловит Мегафон ) Дорога на перевале вполне достойного качества. Конечно, есть «неприятные» места на ней, но в целом проезжаема. На машине там ехать было бы страшно — узкие места на прижиме с уклоном в сторону обрыва, нагромождения скальника на крутых подъёмах, всё с тем же поперечным уклоном в сторону обрыва…
На середине пути встретили местного эндуриста в бронекепке )
По дороге нас немного помочил моросящий дождик. Впрочем, промокнуть мы не успели. За одним из поворотов встретили трёх хвостатых местных жителей.
К Тырныаузу подъехали уже к 15:30. Точнее сказать не к самому городу, а к серпантину, который к нему ведёт и с которого он хорошо просматривается. Предстояло ещё преодолеть длиннющий серпантин.
Тырныауз, расположенный в Баксанском ущелье, в прошлом — промышленный город, в котором работал градообразующий вольфрамомолибденовый комбинат. В 2000 годы комбинат разорился и сейчас там лишь остались руины от завода. Однако, возможно комбинат будет восстановлен, так как здесь находится около 50% вольфрамовых запасов России, от ранее разведанных месторождений полезных ископаемых. Сам город выглядит довольно неплохо, хотя в 2000-ый год на город обрушился селевой поток.
Серпантин, по которому мы спускались к городу, раньше использовали в нуждах комбината, поэтому уклон дороги здесь был минимальным. Зато количество поворотов просто зашкаливало. Самый долгий, пологий и нудный серпантин из тех, которые в этом мотопутешествии проезжали!
Спустившись в город, пополнили запасы продовольствия и топлива. После двинулись вниз по Баксанскому ущелью в сторону с. Былым.
Через перевал Актопрак можно попасть из Баксанского в Чегемское ущелье. Перевал Актопрак достаточно высокий — около 2000м и в то же время один из самых красивых перевалов за это путешествие.
Спустившись в Чегемское ущелье, я ошибся с выбором направления движения. Из-за этого потеряли немного времени. Всё же поехав в нужном направлении мы оказались ещё в одном красивейшем месте Кавказа — Чегемские водопады.
Место очень необычное и красивое — определённо, здесь стоит побывать, тем более что, до этого чуда проложена асфальтовая дорога. Здесь, вдоль дороги, торгуют множеством сувениров от магнитиков до национальной одежды. Прямо напротив водопадов располагается небольшое кафе, в котором можно отобедать созерцая на низвергающиеся струи водопада. Если экономия денег стоит выше над эстетикой, то поесть можно и в близ расположенном селе Хушто-Сырт.
После сытного обеда с видом на водопады произошла встреча с нашим товарищем Володей из Одессы. Они с Сергеем пытались проехать срезку Булунгу — Безенги, но по определённым причинам, Володя решил объехать данный участок по асфальту — тут мы и встретились. Время близилось к вечеру, поэтому решили заночевать здесь же — в Чегемском ущелье. Палатки ставить было неохота, поэтому на ночь заселились в гостиницу в с. Хушто-Сырт. Как оказалось — правильно сделали, т.к. вечером и ночью свирепствовала гроза.
Продолжение мотопутешествия: Часть 6. Заключительная. р. Кардан
Добавить комментарий