Вид с перевала Громотуха

Мотопутешествие в край разноцветных гор

В этой части проедемся от Барнаула до села Тюнгур по Чуйскому и Уймонскому трактам. Отметимся на перевалах: Сёминский, Ябоганский, Кырлыкский и Громотуха.

Зачем писать отчёт спустя 10 лет после поездки? В принципе – нафиг не нужно )) Но как-то не по себе от этого, особенно если это было в планах. Отчёт получится «суховат» – многое уже забылось.

14 июля 2015 года 23:20 разрешён взлёт и белокрылый самолёт Уральских Авиалиний устремляется ввысь – туда, куда, вот уже как полгода строил планы побывать – Республика Алтай.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Барнаула чуть более 4000 км и, как не уговаривал себя транзитом проехать это расстояние на мотоцикле, сделать этого не смог. Поэтому мотоцикл и весь походный скарб за две недели до даты вылета был упакован и отправлен в Барнаул транспортной компанией. К чести транспортников, ориентировочный срок доставки совпал с фактическим и мотоцикл ожидал меня в пункте выдачи накануне моего вылета из Санкт-Петербурга.

Для экономии на транспортировке, у мотоцикла было снято переднее колесо, чтобы уменьшить высоту и длину. Снят руль с траверсы без отсоединения тросиков и проводки для уменьшения ширины. Слит бензин и отсоединён аккумулятор – а это уже требования транспортной компании. Масло из двигателя тоже требовалось слить, но этого делать не стал, ибо лень было заморачиваться. Изготовил обрешётку для мотоцикла, а инструмент и личные вещи рассовал по свободным местам внутри ящика. Результатом всех этих действий была вполне адекватная стоимость перевозки мотоцикла и вещей из СПб в Барнаул – всего лишь 5600 руб.

Перелёт из СПб в Барнаул показался вечностью, хоть и длился не многим больше четырёх часов. Перелёт был ночной и в планах было хоть немного поспать в пути, чтобы с утра бодрым и весёлым получить мотоцикл и рвануть на встречу приключениям. Но судьба распорядилась иначе: в креслах позади меня села пара с младенцем, у которого на этот полёт были свои планы. Минуты, проведённые в тишине, я мог пересчитать по пальцам, остальное же время малыш заливался душераздирающим криком. В те немногочисленные моменты молчания младенца за моим креслом (он просто набирался сил для следующей серии криков) в игру вступал ещё один маленький пассажир из хвоста самолёта. Интересно, они «сговорились» ещё в аэропорту или это какая-то младенческая солидарность?! Надо купить беруши, неустанно твердил я, как мантру, про себя.

В 06:20 по-местному, барнаульскому, времени (+4 часа к Московскому) мы благополучно приземлились. Из холодного и дождливого Питера я попал в солнечно-жаркий Барнаул, в котором уже в столь ранний час было около 24°C. У аэропорта втиснулся в старенький ПАЗик, следующий по маршруту в нужную мне сторону и за час до открытия транспортной компании был на месте. Около 10 утра получил свой мотоцикл. Немного переживал за комплектность «посылки», но хоть и упаковка была вскрыта, на целостности груза это не отразилось. Через 1,5 часа, под любопытные взгляды и небольшую помощь работников склада, мотоцикл был собран, а багаж уложен.

Кстати, о багаже. До этой поездки, багаж (одежда, экипировка, инструмент, запчасти, походные принадлежности и прочий шмурдяк) упаковывался, непосредственно, на мотоцикл и отправлялся в поездку. В этот раз мотоцикл и багаж были отделены друг от друга. Поэтому, во время сбора багажа не очень осознавал получившийся вес и объём поклажи. Когда, уже в Барнауле, навесил весь шмот на мот, получился явный перегруз. Почему-то в тот момент не додумался часть вещей отправить домой, о чём в последующем пожалел. От сильно нагруженной хвостовой части мотоцикла получился эффект руления хвостом. Ны вы когда-нибудь видели, когда не собака виляет хвостом, а хвост виляет собакой. Вот всё точно так же было и у меня))) Однако, к этому можно привыкнуть.

Около 12 дня, водрузив все вещи на мотоцикл, наконец-то выехал. К этому времени температура была уже явно за 30°C.

Чёткого плана на эту поездку не составлял. Были некие точки на карте, которые хотелось бы увидеть, проехать определёнными дорогами и т.д. Это и было ещё одной из моих ошибок, но о них позже.

Выехав из Барнаула, путь держал на юго-восток, в сторону границы с Монголией. Дорожка, по которой предстояло преодолеть этот путь называется Чуйский тракт.

Чуйский тракт – это Федеральная автомобильная дорога, являющаяся частью азиатского маршрута Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия) – Урумчи (Китай) – Исламабад (Пакистан) – Карачи (Пакистан). Рельеф, через который проходит асфальтированный тракт, весьма разнообразный: равнина, предгорья и горы.

Миновал Бийск, где, всем известные реки Бия и Катунь превращаются в ещё более известную, одну из крупнейших рек в мире – Обь. Пейзажи вокруг на всём протяжении сегодняшнего маршрута разнообразием не баловали. Хотелось уже увидеть горы. И вот под вечер, моё желание понемногу начало исполняться – проехал город Горно-Алтайск, где уже можно наблюдать горный пейзаж. Кстати говоря, день был не из лёгких. Постоянная борьба со встречным сильным ветром и сонливостью. Казалось бы – съедь с дороги в ближайший лесок, да проспись. Но не тут-то было, несколько раз съезжал, пытался заснуть, но нет. Сон как рукой снимало. А стоило сесть в седло, как монотонный шум ветра снова усыплял.

Заехал в Горно-Алтайск, заправился и начал задумываться о ночлеге. Хоть время и позволяло «крутить ручку», но ехать засыпая, поговаривают, довольно опасное занятие. Тому подтверждение и моя ситуация, случившаяся недалеко от Горно-Алтайска. Движение от Барнаула до этого города достаточно интенсивное и даже попадались небольшие заторы. В одном из таких «затычных» мест, чуть было не влетел в остановившуюся в заторе машину. Благо не было отбойника – ушёл на обочину.

Между сёлами Черемшанка и Манжерок, трасса довольно близко проходит от реки. Здесь и решил заночевать, на берегу Катуни. Кроме меня так же решили сделать несколько десятков автотуристов. Образовался своеобразный стихийный кемпинг.

За день пройдено 284 км.


Утро следующего дня, так же, как и предыдущего, радовало ярким солнцем. Побродил по лагерю в поисках питьевой воды. Моя, ещё вчера купленная, оказалась газированной, для чая не пригодная. Запомнилась компания дедов, которые решили тряхнуть стариной и попутешествовать на авто по местам, где проводили время в молодости.

На дорогу вылез уже ближе к 11 утра. По плану на сегодняшний день, должен был доехать до села Тюнгур.

За одним из поворотов, увидел стоящего на обочине мотоциклиста, ну и по обыкновению остановился для того, чтобы узнать всё ли в порядке. Ну принято так у мотоциклистов, по крайней мере пока так. Мотоциклист оказался иностранцем из Королевства Нидерландов. Как сказочно звучит! Попутешествовал он по Монголии, а сейчас направлялся в Барнаул за какой-то запчастью для своей Хонды ЦРФ, чтобы починиться и продолжить путешествие в Казахстан. Полноценно пообщаться не удалось, т.к. языками не владею. Вбил товарищу в его навигатор точный адрес магазина запчастей и пожелал счастливого пути.

Сёминский перевал

Чуйский тракт, в этом месте, проходит как бы в ущелье реки Сема. В проезжаемых сёлах довольно часто встречались таблички с предложением отдыха, бани и прочих услуг для туристов.  Вокруг – небольшие холмы, поросшие хвойными деревьями. Хотя правильнее будет написать – предгорья. Правильнее потому, что впереди замаячил первый мой алтайский перевал – Сёминский, пересекающий Сёминский хребет.

Перевал Сёминский относительно не высокий – 1717 метров, считающийся условной границей между Северным и Центральным Алтаем. Подъём на перевал длиной 9км, а спуск – 11км. Ничего сложного в этом перевале нет. Широкая асфальтовая дорога с плавными поворотами и постепенным, еле заметным, набором высоты. На вершине перевала множество палаток с сувенирами, национальной одеждой и, конечно же, общепитом.

 Дальше, около села Туекта свернул на Уймонский тракт, проходящий через сёла Туекта – Ябоган – Усть-Кан – Усть-Кокса в Тюнгур. Этот тракт идёт вокруг Теректинского хребта и связывает Онгудайский, Усть-Канский и Усть-Коксинский районы Республики Алтай. Качество дороги радикально изменилось. Те немногочисленные участки асфальта, что попадались, были уже давно не новыми, а в основном полотно дороги представляло пыльный грейдер.

Но грейдер всё же оказался не таким длинным и перед перевалом снова проступил асфальт.

Ябоганский перевал

На отрезке дороги Туекта – Усть-Кан, по которому еду, имеется ещё один перевал – Ябоганский. Этот перевал, так же, как и Сёминский, пересекает Сёминский хребет, но уже значительно ниже – 1492 метра. Спуск и подъём – длиной по 3 километра каждый. Ничего сложного в нём так же не оказалось, лишь обрывы без ограждения. После Ябаганского перевала немного меняется ландшафт. Предгорья, как и леса отступают, и дорога проходит по плато.

После села Усть-Кан, сворачиваю в сторону села Тюнгур. На пути снова замаячил перевал – Кырлыкский.

Кырлыкский перевал

Кырлыкский перевал пересекает отроги Теректинского хребта между сёлами Кырлык и Сугаш. По высоте сопоставим с Ябоганским – 1478 метров, а подъём и спуск длиной всего лишь пять километров. Опасных мест, в виде крутых склонов, практически нет. На всём протяжении перевала полотно дороги грунтовое, а по сторонам стоит лиственничный лес.

За перевалом вновь появляется дорожка с асфальтовым покрытием, на которой произошла ещё одна встреча с мотопутешественниками. У товарищей произошла небольшая поломка. На одном из дорожных мотоциклов, задний багажник изогнулся и начал тереть лакокрасочное покрытие и заламывать хвост. Почти на всех подобных мотоциклах, задние багажники консольного типа из мягких сплавов (в основном алюминий применяется), которые не держат большую нагрузку и начинают прогибаться при езде по неровным дорогам, коих на Алтае достаточно. Вылечили просто: помог выгнуть в обратную сторону не снимая с мотоцикла. Ну а чтобы такого впоследствии не было – надо просто уменьшить вес на этом багажнике.

Что-то давно не было перевалов ) А вот и он – Громотуха.

Перевал Громотуха

Перевал Громотуха, получивший своё название в честь реки Большая Громотуха, находится перед селом Усть-Кокса. Перевал незначительный – высшая точка чуть выше километра на уровнем моря, а перепад высот менее 100 метров. Однако, на перевале имеется несколько довольно опасных поворотов на спуске к селу Усть-Кокса.

Спуск с перевала Громотуха в сторону села Усть-Кокса

В Усть-Коксе находится последняя АЗС и крупные продуктовые магазины. Далее до Тюнгура 60 километров грунтовой дороги, преимущественно, проходящей по берегу Катуни.

В село Тюнгур въехал, когда уже начало темнеть. Для ночлега выбрал турбазу “Тюнгур”, где встал с палаткой на берегу Катуни. Услуга эта обошлась в символические 100 рублей.

Кстати, на подъезде к селу, вдоль дороги встретил довольно много самодельных табличек с надписью “Осторожно Клещ”. Уж не знаю забота ли это о людях или просто маркетинговый ход группы турбаз, расположенных в селе, но желание встать на “дикой” стоянке пропало ))) На мой резонный вопрос о противоклещевой обработке территории турбазы, администратор ответил утвердительно. Правда было это один раз и то в начале сезона )))

За день пройдено 427 километров.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *